Главная > Интервью и обзоры > Жаркая борьба в холодной воде: под Минском прошел чемпионат СНГ по водно-моторному спорту

Жаркая борьба в холодной воде: под Минском прошел чемпионат СНГ по водно-моторному спорту

24.05.2015
Холодные брызги иголками впиваются в разгоряченное лицо, шум мотора за спиной, водяная гладь озера, отражающая тяжелое осеннее небо, и бесконечное ощущение свободы и скорости – 20 сентября на акватории Смолевичского озера прошел Открытый чемпионат Содружества независимых государств по водно-моторному спорту. 

18 участников из России и Беларуси, за плечами которых спортивные звания мастеров спорта, победы на чемпионатах Европы и мира, выясняли, кто из них самый быстрый и выносливый на белорусских водах. В чемпионате принимали участие лодки класса "Туризм" (мощность двигателя до 15 л.с.), "PR-2" (до 200 л.с.), "PR-3" (до 140 л.с.), "PR-4" (до 60 л.с.). Проведение данного чемпионата было бы невозможным без Белорусской федерации водно-моторного спорта, которая уже в третий раз выступила организатором соревнований. 

IMG_1050 (1280x853).jpg _MG_6003 (1280x853).jpg _MG_6070 (1280x853).jpg

Сегодня в Республике Беларусь этот зрелищный вид спорта переживает второе рождение. Водно-моторный спорт в нашей стране имеет богатую историю длиной более чем полвека - именно на воде Минского моря в 1957 году прошли первые соревнования в этом техническом виде спорта, а в 1989 году – на Чижовском водохранилище была гонка "Формулы-1". Однако в нашей стране только в 2008 году была создана Белорусская федерация водно-моторного спорта, в то время как в других странах, например, у нашей восточной соседки России, на протяжении десятилетий этот вид спорта не только пользуется популярностью у зрителей, но и у многочисленных спонсоров.

Белорусская федерация водно-моторного спорта является членом Международного водно-моторного союза (UIM), что позволяет нашей стране проводить как национальные чемпионаты и первенства, так и международные соревнования. 

Как сообщают организаторы турнира, в этом году на чемпионат СНГ приехали только спортсмены из России и Беларуси, не приехали спортсмены из Украины, на соревнованиях ждали латышей и эстонцев, но в эти же сроки у прибалтийских гонщиков свое закрытие сезона. В 2015 году планируется включение этого чемпионата в международный календарь UIM, который позволит расширить как географию, так и численность участников. 

Нашу страну на чемпионате представляли отец и сын Жуковские, Владимир и Игорь. Традиционно выступающие в классе " GT-30N" (до 30 л.с.), на этих гонках они дебютировали в классе PR. Андрей Ветохин также впервые принял участие в классе "PR-4" и выступил в гонке класса "Туризм". Павел Лысенко участвовал в классе "PR-4". Стоит отметить, что Павел за короткий срок (всего за два года) сумел не только получить звание кандидата в мастера спорта, но и уверенно влиться в этот вид спорта, придя в него из картинга. Артем Соловьев, который не только является одним из организаторов чемпионата, но и принял участие в гонке класса "PR-4", является мастером спорта, неоднократным победителем национальных чемпионатов, призер чемпионатов Европы, серебряный призер этапа чемпионата Европы (2014). 

Судейскую бригаду на чемпионате возглавил Андрей Головков, мастер спорта, судья национальной категории, чемпион БССР, чемпион этапа кубка СССР, неоднократный призер и победитель национальных первенств и чемпионатов Европы, бронзовый призер чемпионата мира (2014). В белорусскую команду смело можно отнести и братьев Каримовых, Дениса и Олега, которые не только оказывали помощь в организации чемпионата, но и непосредственно следили за обеспечением безопасности его проведения. 

В торжественной церемонии открытия чемпионата приняли участие председатель организационной структуры г. Минска и Минской области ДОСААФ Драгун А.В., заместитель председателя Смолевичского районного исполнительного комитета Шлыков А.В., главный судья соревнований Головков А.В. В рамках церемонии открытия белорусской сборной были вручены символические медали за третье место на чемпионате Европы (2014). 

- В польском Августове в августе прошел второй, и он же заключительный, этап чемпионата Европы. Получилась так, что по результатам первого этапа, который проходил в Риге, наша команда заняла второе место, - рассказывает Артем Соловьев. - Судя по очкам, скоростям и результатам, в Августове мы также пришли вторыми, но на церемонию награждения нас не позвали, так же, как и московскую команду "Диксика", которая шла третьей. С "Диксика" мы шли вровень все два этапа с разницей всего в пять кругов, по сумме очков после двух этапов получалось, что у нас должно быть серебро, а у москвичей – бронза. Безусловными лидерами были россияне из команды "Harley-Davidson" (г.Москва), очень подготовленная и мощная команда, они практически все сделали без ошибок и набрали максимальное количество очков. Второе и третье место заняли команды, которые в Риге вообще откатали "по нулям". Мы встали и ушли. Участники от команды "Диксика" во время церемонии награждения вышли на подиум и объявили, что с таким судейством они закрывают свой проект и больше в этом классе принимать участие не будут. В свою очередь, мы направили протест с описанием всего произошедшего в Международный союз, и в итоге на сайте UIM появился видоизмененный протокол, в котором команда "Диксика" вторая, а мы, соответственно, третьи. Те, кто приехал в Смолевичи, гонялись и Польше, и они в курсе всего происходящего. Поэтому по инициативе Андрея Головкова на церемонии открытия нашего турнира он вручил нам символические медали за третье место, тем более что от UIM мы не получили никаких медалей. Ходят слухи среди спортсменов о том, что все-таки медали до нас доедут, и нам их, возможно, вручат в новом сезоне на первом этапе чемпионата Европы, такая практика неоднократно применялась, если по каким-либо обстоятельствам спортсмены не могли получить медали в срок. Но пока никакой официальной информации к нам не поступало, и на наши два запроса о разъяснении ситуации мы от UIM не получали никакого ответа. 

После официальной протокольной церемонии был дан старт гонкам. Первыми водную гладь озера опробовали лодки класса "Туризм". Соревновательный круг составлял 2,5 километра. Затем трассу чуть увеличили, как пояснили организаторы чемпионата, по просьбам российских спортсменов, чтобы прямой участок был чуть длиннее, чтобы лодки могли развить большую скорость. И в итоге трасса получилась 2,8 км. 

IMG_1131 (1280x853).jpg IMG_1308 (1280x849).jpg IMG_1398 (1280x902).jpg
IMG_1463 (1280x906).jpg IMG_1555 (1280x904).jpg IMG_1685 (1280x811).jpg

Не обошлось и без "погружений": во время проведения гонок в классе "Туризм" один из российских гонщиков дважды оказывался за бортом своего катамарана. К счастью, никаких травм спортсмен не получил, и единственным неудобством стало отсутствие сухой экипировки. 

- Спортсмен из России на катамаране перевернулся три раза, - комментирует инцидент один из организаторов чемпионата Артем Соловьев. – В первый раз это случилось в пятницу вечером на тренировочном заезде, и два раза - уже во время гонок в субботу. Причины этому могут быть разные: где-то перебрал скорость, или словил встречный порыв ветра, или не угадал со входом в поворот. Самое страшное случилось, когда в последний раз он вылетел из катамарана, будучи не пристегнутым чекой к мотору. Так получилось, что ему при старте не удалось с первого раза завести мотор, он долго пытался запустить двигатель, отстегнул от себя чеку и не вернул ее на место, сел и поехал. Потом вылетел из лодки, а она продолжила движение по озеру, уже неуправляемая. Его земляки ехали за ним, увидели ситуацию, начали таранить лодку, отталкивая от находящегося в воде спортсмена. За подобные нарушения спортсмен безоговорочно дисквалифицируется. Опасностей на таких мероприятиях может быть две: одна – это "безбашенность" участников, другая – это безответственность организаторов, которые пренебрегают правилами безопасности и не привлекают на соревнования спасателей. У нас с этим все в порядке! 

В других классах заезды прошли без происшествий. 

На Смолевичи опускалась сентябрьская ночь, когда настал кульминационный момент всего соревновательного дня – объявление и награждение победителей. 

В классе "Туризм" звание победителя турнира завоевал Алексей Яблонский, серебряная медаль - у Александра Мирошниченко, на третьем месте оказался Александр Дорошенко. В классе "PR 2" чемпионкой турнира стала Дарья Куц, на второй ступеньке пьедестала почета – её тренер Александр Красноперец. В классе "PR 3" не было равных Александру Шиманскому, Сергей Жиров оказался на втором месте, третье - у Германа Сафонова. Алексей Василенко стал лучшим в классе "PR 4", серебро - у Андрея Салодина, тройку лучших замкнул Антон Нестеренко. 

О некоторых особенностях проведения чемпионата СНГ мы продолжили беседу с Артемом Соловьевым: 

- Погода не помешала при проведении соревнований? 
- У нас были изумительные погодные условия. С учетом того, что последние пять лет у нас не проходило ни одной гонки без дождя, и в каком городе мы ни были - обязательно были осадки. Дождь был на следующий день, когда соревновались аквабайкеры, но и им не помешала погода провести свои соревнования. 

- Почему для проведения чемпионата были выбраны Смолевичи? 
- На 20 сентября в Смолевичах было запланировано празднование Дня города. Городские власти нас как организаторов уверили в том, что в рамках праздника они поддержат наши соревнования, придет много людей. А когда мы разослали всем положения о чемпионате и приглашения для участников, получилось так, что за две недели до старта чемпионата нам сообщили, что праздник города переносят на одну неделю вперед. Естественно, что мы не стали менять своих планов и провели соревнования в указанные сроки. Таким образом, на нас как организаторов этого мероприятия легла дополнительная непредвиденная нагрузка. Конечно, местные власти оказали нам содействие в облагораживании территории проведения чемпионата, предоставили биотуалеты, контейнеры для мусора. Если сравнивать с другими акваториями, то в Смолевичах проще. Например, в Дроздах мы пока проводим или самые небольшие соревнования, или этапы чемпионата Европы, а это влечет за собой некоторые сложности в плане организации охраны и безопасности мероприятия. Мы надеемся, что в будущем с этим будет проще. Как альтернативу Смолевичам можно рассматривать Заславское водохранилище ("Минское море"). С одной стороны, это известное место и добраться туда без личного автомобиля проще простого, но с другой - в настоящий момент там ведется активное строительство. Есть комплекс "Юность", около которого можно также проводить соревнования, тем более что там нам будет проще и разместить участников, для этого есть гостиница, и не будет вопросов, как организовать питание спортсменов и гостей. Единственное, что есть вопрос с характеристиками акватории, с разворотом, но нужно подробнее изучить возможности этого места. Нам очень понравился гребной канал, что под Заславлем, который также выходит в Минское море, но есть технические нюансы, например, проблема с тросовой системой буйков, которыми оснащен канал, винты у наших лодок будут поломаны. Снять буи практически невозможно, на зиму их притапливают где-то на один метр, но это мало для нашего вида спорта. 

- Сезон подошел к концу, какие планы на следующий? 
- В 2015 году мы планируем, чтобы наш чемпионат вошел в международный календарь UIM. Есть мысли провести "Формулу-4", можно готовить гонщиков и спасателей, чтобы через три года провести у нас "Формулу-1". Но для ее проведения необходимо соблюдение других требований, ведь в ней участвуют лодки с закрытыми корпусами. Для спасателей, например, помимо того что они не должны бояться воды, они должны уметь "вскрывать" эти корпуса и доставать пилота изнутри, а для этого нашим спасателям непременно нужно пройти специальные обучающие курсы. Главное, что у нас есть вода для проведения такого рода соревнований. Но все упирается в проблему финансирования подготовки и проведения соревнований такого высокого уровня. Можно проводить гонки не только в Минске, можно и в других белорусских городах. Помимо проведения у нас в стране подобных соревнований, мне бы хотелось сделать у нас свой уникальный чемпионат, яркий пример реализации такой задумки – это уникальная в своем роде гонка в Санкт-Петербурге 24 часа. Для начала можно провести ночную гонку, найти акваторию с освещением, почему бы и нет? Чемпионат СНГ закрывает соревновательный сезон водно-моторного спорта в этом году. Но мы с нетерпением будем ждать возвращения ярких и зрелищных соревнований в этом интересном и экстремальном виде спорта в мае будущего года!

http://sport.tut.by/news/aboutsport/417021.html?utm_source=news-right-block&utm_medium=relevant-news&utm_campaign=relevant-news

ФОТОГАЛЕРЕЯ 

Автор:  Екатерина Лисица‚ SPORT.TUT.BY

Возврат к списку

  • Белорус Артем Соловьев стал вице-чемпионом мировой гонки на выносливость

    Белорус Артем Соловьев стал вице-чемпионом мировой гонки на выносливость

    03.07.2015

    Белорусско-российская команда «Black Shark», в составе которой были Артем Соловьев (Беларусь), Андрей Салодин (Россия) и Сергей Климацкий (Россия), завоевали серебряные медали в классе «PR 2» чемпионата мира по водно-моторному спорту «World Circuit Endurance Pneumatics». Речь идет о гонке на выносливость «8 часов Алуксне», которая состоялась в латвийском Алуксне на одноименном озере

    http://extremal.by/

  • Чистый адреналин

    Чистый адреналин

    29.09.2015

    Скорость до 200 километров в час, сотни «лошадей» в двигателе и полное отсутствие тормозов. Гонки на катерах — это адреналин в концентрированном виде. И шоу, которое во всем мире собирает тысячи зрителей и участников. В Беларуси всерьез за развитие этого, казалось бы, экзотического вида спорта взялись относительно недавно. Но уже успели обзавестись собственными призерами чемпионата мира в одном из самых престижных классов. В нынешнем году Артем Соловьев сумел сенсационно ворваться в мировую элиту, а попутно вот уже 7 лет пытается вывести сухопутную в основной своей массе Беларусь на большую воду. Сделать это, как оказалось, куда сложнее, чем в одиночку построить даже самый навороченный болид.